Сегодня я была на занятии у восхитительного педагога Эльвиры. Не помню, сколько лет она уже преподает в Бэби-клубе; помимо этого она является директором нашего клуба; и еще она психолог и логопед. Она ведет разные группы, сегодня я смотрела ее занятие с пятилетками. Это было общее занятие на развитие навыков чтения, счета, произношения. Подготовка к школе.
В группе 6 детей. Три девочки и три мальчика. И если на наших занятиях английским "шесть детей = шестьдесят детей", то здесь шесть это ровно шесть. Занятие ее меня заворожило совершенно, и я исписала много страниц блокнота, жадно поглощая Элину педагогическую мудрость.
Структура урока та же, что и у меня, что и у всех в Бэби-клубе: блоки занятий от 10 до 20 минут чередуются 5-минутными переменками, где помощник активно и весело проводит время с детьми.
Первое, чем я была поражена, это умение Элиных детей сидеть по 25 минут кряду и спокойно заниматься. Сидеть на ковре, конечно, не за партами. И им позволительно двигаться, ложиться на живот, в общем они чувствуют себя свободно. Но они не толкаются, не разговаривают друг с другом - или делают это быстро и шепотом! - и они полностью настроены на Элю.
Следующее, что я отметила: они не перебивают друг друга. Если Эля обратилась к кому-то одному из них, и он отвечает или выполняет задание, остальные терпеливо ждут, не подсказывают, не изнывают от скуки и не начинают искать, чем бы себя занять, как это могут делать некоторые мои ребята.
Ее дети не хватают пособия, не стремятся их растерзать, присвоить или поиграть с ними. Они знают, что это Элины "игрушки", и ей не нравится, когда их берут без разрешения.
При этом дети совершенно расслаблены, они смеются и шутят, и Эля шутит и смеется с ними. "Я не могла прикалываться и смеяться на прошлой работе, а тут могу. Вообще, я прихожу сюда поржать!" - говорит она. Но она многое рассказала мне (и продемонстрировала) об умении заслужить внимание и уважение детей. Они очень ее любят, но их любовь основана на уважении и дисциплине, они слушаются ее, потому что приняли и выучили разумные правила. А мои дети любят меня как-то уж "слишком без правил". Пришла пора апгрейда.
Я сделала много полезных записей и о занятии, и о переменках, и о поведении Эли и ее помощницы, и о словах, интонациях, жестах. У меня был относительный порядок на моих занятиях всегда, и я всегда стремилась к четкости и определенному регламенту, но такого совершенства, как у Эли, я не достигала, и о многих деталях просто не задумывалась.
В это воскресенье я буду пробовать делать все, что я впитала (и все, что впитал мой блокнот), на следующей неделе снова схожу на Элино занятие, только уже в другую группу, где дети еще не привыкли к правилам Бэби-клуба и где Эльвира их только "дрессирует". Посмотрю, как она это делает.
Мне безумно интересно работать с людьми, вот в этом аспекте: психология поведения, реакции. И дети - с детей все начинается. Я слабо представляла раньше, что захочу совершенствоваться в педагогическом мастерстве, но - вот я хочу.

@темы: Калейдоскоп, Преподавательское

Комментарии
28.11.2015 в 13:45

Мы все во что-нибудь не доиграли...
Вот насчет несистемной любви детей, да. Иногда хочется, чтобы на фоне этого "взаимопонимания" не разгалалась такая вещь как дисциплина. С другой стороны, я не люблю такую штуку как ответы с руки в процессе обсуждения чего-то. Меня убивает это размахивание руками и мычание, в котором слышна вся боль и все стремление быть вызванным, услышанным. Лучше пусть хором, или фронтально, но не с руки. Во время практичек, конечно, этот метод меняется, но на обычных парах - не люблю. И, да, когда вызываю одного я мечтаю, чтобы остальные не влезали со своими ремарками.
Здорово, когда есть к кому сходить и поучиться.
28.11.2015 в 17:01

Inspired By Wind, Вот да! А представляешь, у Эли они и не "по руке" отвечают, а просто по-очереди. Спокойно, не перебивая друг друга. Я поразилась, что дети в группе вообще могут себя вести как один, и при этом быть довольными и непринужденно общаться с преподавателем и друг другом. Магия воспитания)
А почему в ответах "с руки" должно обязательно быть мычание и боль ожидания?)) Если преподаватель спокойно настроен, и он говорит "сейчас ответит студент Х, а потом сразу ты, У", то У спокойно себе дождется, когда Х натреплется, и очередь перейдет к нему. Я вообще не против руки, когда студентов много. Потому что если они все разговорчивые и всем хочется вставить свои пять копеек, то будет гвалт, и я не пойму кто что ценного сказал. Я за руку)) Рука дает мне понять, кто готов ответить. А дальше уже просто дело терпения. Пусть развивают терпение! Полезно)
Но если речь об обсуждении, когда участвуют все, и это просто дискуссия, то там рука как-то неуместна просто, ты права. Обсуждаем, значит обсуждаем, как мы с друзьями или коллегами обсуждаем, на равных.
28.11.2015 в 20:55

Мы все во что-нибудь не доиграли...
А почему в ответах "с руки" должно обязательно быть мычание и боль ожидания?)) Если преподаватель спокойно настроен, и он говорит "сейчас ответит студент Х, а потом сразу ты, У", то У спокойно себе дождется, когда Х натреплется, и очередь перейдет к нему. Ну, примерно так я поступаю. Просто есть все равно индивиды, которые видят тайный умысел в том, что я вызываю не их. Или не сразу их)
29.11.2015 в 00:34

Inspired By Wind, у них паранойя!
Эх. Сейчас вспомнила - не про студентов наших даже речь, а в общем и целом - свою излюбленную тему: почему люди так любят и "умеют" делать выводы об умыслах и причинах поступков других людей ЗА других людей, за их спинами, не спросив, собственно, что к чему. И решать за других. Это вообще.