Я вожусь с детьми от трех лет, а еще вожусь (иначе и не скажешь) с их родителями, бабушками и дедушками. По роду деятельности я каждый день плотно контактирую с людьми разных возрастных групп, и что мне нравится гораздо больше, чем непосредственно само преподавание английского, так это узнавать людей, сравнивать их, анализировать их поступки и реакции, объяснять для себя и зачастую для них процессы, проистекающие в их сознании, причины и результаты этих процессов. Каждый день я наблюдаю этих людей. И я не могу уловить, понять одной вещи.
Огромное количество родителей - в моей практике большинство, но точных статистических данных я не скажу - не анализирует своих детей. Они не знают сильных сторон своего ребенка, не могут назвать вещи, которые, по их мнению, ребенку стоит развивать более направленно, и обосновать это, они не замечают некоторых психических процессов, запущенных в сознании ребенка. Они как будто не знакомы со своим ребенком. Мне это кажется таким невнимательным отношением, что я не устаю удивляться: "а для чего же вы рожали?" или "а кого вы родили, точно ли человека, отдельную личность?"
Каждый ребенок - это человек, у которого отсутствует то понимание функционирования этого мира, какое есть у нас, взрослых. У ребенка еще не стабилизирован механизм работы причинно-следственных связей. И если ребенком не заниматься, то этого и не произойдет, или же не произойдет в полной мере. Что такое заниматься ребенком? На мой взгляд, есть несколько вещей, которые, как ни ужасно, многие знакомые мне родители просто вычеркивают из списка "это важно! делай это!"
1. Разговаривать с ребенком. Мозг ребенка растет очень быстро, и по-моему уже на каждом углу написано, что разговор с ребенком устанавливает новые и укрепляет уже имеющиеся нейронные связи и улучшает его когнитивные способности. Но даже если этого не знать, неужели не логично, что если взрослый не общается с ребенком, то ребенку попросту неоткуда черпать информацию, узнавать все вещи, нет платформы для адаптации к жизни, для социализации и многого другого?
Сегодня был замечательный пример в трамвае. Напротив меня сидела женщина лет 30 с девочкой, которой было около трех или трех с половиной. И женщина говорила. Она, во-первых, отвечала на все вопросы ребенка, что, по сути, должно быть само собой разумеющимся. Во-вторых, она реагировала словами на любые реплики ребенка. Нет, она не болтала нон-стоп, и она не говорила пространные вещи ни о чем, исходя из того, что "ребенок все равно не поймет или забудет". Она говорила по делу. В-третьих, она не "сюсюкала" с ребенком, а общалась нормально и адекватно, как с человеком. И в-четвертых, она задавала ребенку нужные вопросы в нужные моменты. Например, девочка пролепетала на своем детском языке, что нужно сойти сейчас, вот прямо сейчас, и показала рукой за окно. Женщина не отреагировала в духе "Нет, нам на следующей", или "Нет, не сейчас", или вообще молчанием". Она спросила: "А почему сейчас?" И ребенок задумался. Не нашел ответа и согласился, что сойти нужно на другой остановке, где их встретит бабушка. В общем, это был показательный случай, и я просто влюбилась в эту парочку, на мой взгляд эта прекрасная женщина вела себя со всех сторон правильно.
2. Объяснять ребенку. Любому ребенку, у которого нет нарушений каких-либо психических функций, можно объяснить все. Конечно, речь не о квантовой механике и не о теореме Ферма, ни о чем таком. Но нельзя оставлять вопросы без ответов, и нельзя оставлять ситуации неразрешенными! Пример, ученица В., 5 лет:
- Уу, а почему ты мне сегодня эти же наклейки принесла? (Имеется в виду блок с наклейками; мои ученики-дошкольники получают наклейки за выполненные задания)
- Потому что мы еще не израсходовали их. Когда ты соберешь коллекцию из этих наклеек, я принесу другие.
- А почему вот тут двух не хватает?
- У меня занимаются еще и другие дети, и, вероятно, кто-то из них выбрал себе эти наклейки. Ты можешь выбирать из тех, что остались.
Еще пример, ученица П., 4 года:
- А куда ты пойдешь после нашего урока?
- Я пойду еще работать, в другое место.
- А кто там у тебя учится?
- Взрослая женщина, ей уже 50 лет.
- Она тоже учит английский?
- Точно!
- А зачем?
- Потому что хочет, чтобы английский помогал ей в работе, а еще потому что хочет поехать путешествовать, а в других странах говорят по-английски. А еще можно познакомиться с интересными людьми, которые говорят по-английски.
- Они что, не знают русского языка?
- Нет, к сожалению. Не все.
- Их можно научить!
- Ну, конечно! Поэтому мы сейчас будем заниматься, а когда научимся говорить по-английски, сможем научить других людей говорить по-русски.
- Да, и пригласим их в гости.
Еще пример, про поведение. Группа детей от 4 до 6 лет, девочка случайно ударила мальчика по лицу. Объясняю:
- Мы никогда не машем руками, когда рядом есть другие люди. Мы можем их задеть. Смотрите: на лице у нас нос, глаза. У нас есть хрупкие части тела, их легко повредить даже случайно. Я хочу, чтобы вы заботились о тех, кто рядом с вами и о самих себе.
Дети это понимают. И они принимают эти правила, потому что правила - логично и легко обоснованы.
3. Наблюдать за ребенком внимательно. Я удивляюсь, как некоторые родители отказываются видеть какие-то важные вещи касательно их детей. Сразу пример из школьной жизни. В первом классе учится девочка 7,5 лет. Ребенок с отставанием в развитии и совсем не адаптированный к школе и не способный адекватно социализироваться. Приходит мама забирать ее из школы. Девочка садится на стул, чтобы завязать шнурки (она иногда проявляет хорошие признаки самостоятельности! Это же огромный плюс!). Что делает мама? Мама тут же присаживается рядом и начинает завязывать дочери шнурки. Классная руководительница мягко интересуется, почему бы не дать девочке самой справиться со шнурками. Мама отвечает: "Ну я же сейчас рядом". Я наблюдаю эту картину, и меня берет злость и досада. Мне очень хочется встряхнуть мамашу и спросить, как она собирается учить ребенка мыться-бриться-одеваться-готовить-налаживать быт и делать массу других вещей. Когда ребенок проявляет интерес и сам стремится начать делать некие важные вещи, зачем отбирать у него эту возможность, искусственно продлевая его период раннего детства и раз за разом создавая ситуации, в которых он фактически не может ничему научиться?
Есть еще масса вещей, которые крутятся у меня в голове, но сейчас нужно идти спать, и я вот так резко закончу эти рассуждения, потому что это не статья, а просто мысли, которые я записываю в дневник. Ура.
Огромное количество родителей - в моей практике большинство, но точных статистических данных я не скажу - не анализирует своих детей. Они не знают сильных сторон своего ребенка, не могут назвать вещи, которые, по их мнению, ребенку стоит развивать более направленно, и обосновать это, они не замечают некоторых психических процессов, запущенных в сознании ребенка. Они как будто не знакомы со своим ребенком. Мне это кажется таким невнимательным отношением, что я не устаю удивляться: "а для чего же вы рожали?" или "а кого вы родили, точно ли человека, отдельную личность?"
Каждый ребенок - это человек, у которого отсутствует то понимание функционирования этого мира, какое есть у нас, взрослых. У ребенка еще не стабилизирован механизм работы причинно-следственных связей. И если ребенком не заниматься, то этого и не произойдет, или же не произойдет в полной мере. Что такое заниматься ребенком? На мой взгляд, есть несколько вещей, которые, как ни ужасно, многие знакомые мне родители просто вычеркивают из списка "это важно! делай это!"
1. Разговаривать с ребенком. Мозг ребенка растет очень быстро, и по-моему уже на каждом углу написано, что разговор с ребенком устанавливает новые и укрепляет уже имеющиеся нейронные связи и улучшает его когнитивные способности. Но даже если этого не знать, неужели не логично, что если взрослый не общается с ребенком, то ребенку попросту неоткуда черпать информацию, узнавать все вещи, нет платформы для адаптации к жизни, для социализации и многого другого?
Сегодня был замечательный пример в трамвае. Напротив меня сидела женщина лет 30 с девочкой, которой было около трех или трех с половиной. И женщина говорила. Она, во-первых, отвечала на все вопросы ребенка, что, по сути, должно быть само собой разумеющимся. Во-вторых, она реагировала словами на любые реплики ребенка. Нет, она не болтала нон-стоп, и она не говорила пространные вещи ни о чем, исходя из того, что "ребенок все равно не поймет или забудет". Она говорила по делу. В-третьих, она не "сюсюкала" с ребенком, а общалась нормально и адекватно, как с человеком. И в-четвертых, она задавала ребенку нужные вопросы в нужные моменты. Например, девочка пролепетала на своем детском языке, что нужно сойти сейчас, вот прямо сейчас, и показала рукой за окно. Женщина не отреагировала в духе "Нет, нам на следующей", или "Нет, не сейчас", или вообще молчанием". Она спросила: "А почему сейчас?" И ребенок задумался. Не нашел ответа и согласился, что сойти нужно на другой остановке, где их встретит бабушка. В общем, это был показательный случай, и я просто влюбилась в эту парочку, на мой взгляд эта прекрасная женщина вела себя со всех сторон правильно.
2. Объяснять ребенку. Любому ребенку, у которого нет нарушений каких-либо психических функций, можно объяснить все. Конечно, речь не о квантовой механике и не о теореме Ферма, ни о чем таком. Но нельзя оставлять вопросы без ответов, и нельзя оставлять ситуации неразрешенными! Пример, ученица В., 5 лет:
- Уу, а почему ты мне сегодня эти же наклейки принесла? (Имеется в виду блок с наклейками; мои ученики-дошкольники получают наклейки за выполненные задания)
- Потому что мы еще не израсходовали их. Когда ты соберешь коллекцию из этих наклеек, я принесу другие.
- А почему вот тут двух не хватает?
- У меня занимаются еще и другие дети, и, вероятно, кто-то из них выбрал себе эти наклейки. Ты можешь выбирать из тех, что остались.
Еще пример, ученица П., 4 года:
- А куда ты пойдешь после нашего урока?
- Я пойду еще работать, в другое место.
- А кто там у тебя учится?
- Взрослая женщина, ей уже 50 лет.
- Она тоже учит английский?
- Точно!
- А зачем?
- Потому что хочет, чтобы английский помогал ей в работе, а еще потому что хочет поехать путешествовать, а в других странах говорят по-английски. А еще можно познакомиться с интересными людьми, которые говорят по-английски.
- Они что, не знают русского языка?
- Нет, к сожалению. Не все.
- Их можно научить!
- Ну, конечно! Поэтому мы сейчас будем заниматься, а когда научимся говорить по-английски, сможем научить других людей говорить по-русски.
- Да, и пригласим их в гости.
Еще пример, про поведение. Группа детей от 4 до 6 лет, девочка случайно ударила мальчика по лицу. Объясняю:
- Мы никогда не машем руками, когда рядом есть другие люди. Мы можем их задеть. Смотрите: на лице у нас нос, глаза. У нас есть хрупкие части тела, их легко повредить даже случайно. Я хочу, чтобы вы заботились о тех, кто рядом с вами и о самих себе.
Дети это понимают. И они принимают эти правила, потому что правила - логично и легко обоснованы.
3. Наблюдать за ребенком внимательно. Я удивляюсь, как некоторые родители отказываются видеть какие-то важные вещи касательно их детей. Сразу пример из школьной жизни. В первом классе учится девочка 7,5 лет. Ребенок с отставанием в развитии и совсем не адаптированный к школе и не способный адекватно социализироваться. Приходит мама забирать ее из школы. Девочка садится на стул, чтобы завязать шнурки (она иногда проявляет хорошие признаки самостоятельности! Это же огромный плюс!). Что делает мама? Мама тут же присаживается рядом и начинает завязывать дочери шнурки. Классная руководительница мягко интересуется, почему бы не дать девочке самой справиться со шнурками. Мама отвечает: "Ну я же сейчас рядом". Я наблюдаю эту картину, и меня берет злость и досада. Мне очень хочется встряхнуть мамашу и спросить, как она собирается учить ребенка мыться-бриться-одеваться-готовить-налаживать быт и делать массу других вещей. Когда ребенок проявляет интерес и сам стремится начать делать некие важные вещи, зачем отбирать у него эту возможность, искусственно продлевая его период раннего детства и раз за разом создавая ситуации, в которых он фактически не может ничему научиться?
Есть еще масса вещей, которые крутятся у меня в голове, но сейчас нужно идти спать, и я вот так резко закончу эти рассуждения, потому что это не статья, а просто мысли, которые я записываю в дневник. Ура.
Когда была беременной, задалась вопросом общения с ребёнком, читала Гиппенрейтер и другие книги в том же духе. Многое было непривычно, а что-то принималось сразу, как просто сформулированные мои внутренние переживания. Дала себе установку следить за своей манерой общаться, и это работает! Я слышу, что я по-другому делаю замечания дочке, по-другому её хвалю, и для меня это больше не искусственно. И мне сейчас так радостно, оттого что дочка в свои год и два понимает меня! Понимает, потому что я ей много-много раз объясняла свои действия и объясняю сейчас. Это так мило и удивительно, когда она мне несёт расчёску, убирает ботиночки на место или, успокаиваясь, вздыхает, когда я называю ей её негативные переживания.
И вообще, разговаривать с детьми - это же невероятно интересно!! У них какой-то особенный, не отягощённый годами опыта взгляд на вещи. Помню, как меня потряс, можно сказать, один мальчик 6 лет, когда вышел рассказывать, как он выполнил задание. Заданием было нарисовать Страну Наоборот. Многие дети меняли местами привычные цвета, рисовали что-то вверх ногами, а этот мальчик набросал целую серию рисунков. Два были особенно запоминающимися: он сказал, что в этой стране дома не строят, а разбирают, и что там рыбы боятся воды. И, о боже, какая там была рыба! Она "стояла" на берегу, и у неё на "лице" было такое озадаченно-испуганное выражение
Отважная Белка, ой, знакомое чувство, когда читаешь книгу или слушаешь кого-то по педагогике и что-то непривычно и есть чувство несогласия (например, недавно я испытала такое чувство относительно некоторых методов ТРИЗ-педагогики, но это только к слову, это нужно еще изучать), а на некоторых моментах ловишь, что как будто твои мысли списали!
Здорово, что у тебя так с дочкой получается, это классно, и это нужно развивать
И какой интересный мальчик с рыбой!))