Сейчас будет рубрика #Дашапедагог опять.

У нас на кафедре, где я работаю, все очень важные. Все сплошь доктора да кандидаты наук, и только я одна с зайцами, и разбираются в таких вещах, как методика, методология, методички, планы, программы. Причем, разбираются уже давно, с сотворения мира. Все постоянно что-то пишут и обсуждают это. Заявления, правки, отчеты, договоры, почасовки. По сто раз на дню что-нибудь меняется, всем сообщают об очередном апокалипсисе, и все бросаются что-то писать - и обсуждать это всей кафедрой. Комиссии, решения комиссий, составы комиссий, документацию по комиссиям, подписи, бланки, новые формы бланков, новые шапки новых форм бланков... Это ж какую голову надо иметь, чтобы все помнить и во всем разбираться. В одной из форм программы в таблице колонок столько, и расположены они так, что проще пройти лабиринт Минотавра, нежели уразуметь, куда какую цифру и букву вписать. Еще наши важные дамы (от 37 до 55) обсуждают новости. Те, которые в стране. Политические и остальные. Мне сложно привести примеры, потому что я в новостной среде полный ноль, знаю только курс евро, ну и о последнем самолете. А студентов, их успехи и что-то интересное с занятий почему-то никто не обсуждает. Разве что кого из студентов давно не видели и "как они все оборзели".
Такая система царит не только на нашей кафедре, естественно.
Спрашивается! А где преподавание-то? Когда преподавать? Что такое вообще есть преподавание?
Для меня преподавание - это многоуровневая система. Это всегда не просто донесение информации до головы ученика - будь он дошкольником или совсем уже взрослым человеком.
Это, во-первых, поиск информации. Ее анализ и укладывание в структуру, необходимую для понятной подачи на занятии. Информацию нужно найти правильную: интересную, прежде всего, грамотно изложенную, полную, с примерами. Не знаю, как другие учителя, а я не могу без примеров! Мне надо, чтобы минимум теории и максимум практики. Потому что мы учимся, чтобы не просто знать, но и чтобы применять.
Во-вторых, это подача информации. Важно продумать, кому и как объяснять материал. Все люди разные, это очевидный факт. Когда люди объединены в группы, они составляют коллектив. А все коллективы тоже разные! И то, как я буду рассказывать одному коллективу, отличается от того, как я преподам то же самое другому, точно так же, как и в индивидуальном преподавании. Есть аморфные группы, вялые, едва соображающие. Есть группы-эгоисты, требующие, чтобы им все разжевали и проглотили, а то сами они глотать не будут. Есть группы активные и работающие строго по регламенту. Есть веселые и легкие; и так далее.
В-третьих, это контроль. Мне важно не то, как студент написал тест (если честно, мне это совсем не важно, потому что тесты и самостоятельные они решают с телефоном, и попробуй у них его отбери). Важно, насколько человек в действительности овладел информацией, как ее впитал и осознал. Потому мне всегда интересно, как студент сам, без опоры на что-либо расскажет мне материал. Вслух, четко и внятно. Я учу их не бубнить себе под нос, не орать на всю аудиторию, не стрелять по сто слов в секунду и не тянуть кота за всякие места. Стоять и не качаться из стороны в сторону, как будто они литра четыре бренди только что распили на задней парте. Не использовать слова "как бы", "вот", "это", "типа", "ээээ". И я хочу, чтобы, помня об этих правилах, они могли грамотно и спокойно поведать мне - своими словами, а не из учебника! - то, что мы с ними проходим, усвоив все нюансы и поняв, где и как с этим можно работать.
В-четвертых, это воспитание. Когда мы сталкиваемся часто с каким-то определенным человеком или группой людей, мы не можем не оказывать влияние друг на друга. Студенты влияют на меня, я влияю на них. Есть осознанное влияние, а есть то, которого мы не замечаем, если не задумываемся. То, как я веду себя с ними, как говорю, двигаюсь, какие требования выдвигаю, за что поощряю и за что наказываю, в какой последовательности работаю, все это накладывает отпечаток. Они приучаются к правилам, это воспитывает их точно так же, как воспитывает семья и друзья. Преподаватели, которые предъявляют противоречащие сами себе требования, которые несдержанно говорят, кричат, эмоционируют, а потом неожиданно начинают ласково утютюкать, которые, наоборот, читают лекции с удушающей отчужденностью, превращая занятие в кисель, - они все влияют на характер будущих специалистов, на их восприятие реальности. Я всегда была за адекватное, продуманное поведение и спокойную атмосферу, которая позволит двигать ход урока без особых трудностей и направлять мысли учеников в нужное мне русло.
Так вот, мне так жаль и непонятно, почему такое большое количество времени и сил (и здоровья!) в преподавательской среде уделяется бумажкам, которые никак не повлияют на развитие учеников, и все меньше и меньше времени идет на совершенствование педагогических навыков. Однажды, двадцать пять лет назад, педагог выработал одну стратегию поведения, один шаблон своего педагогического образа, и больше не менял его с тех пор, ничего не пересматривал в нем. Этот образ сначала оттачивался и применялся, потом изживал себя, потом затухал и превращался в музейный экспонат. И вот такие музейные экспонаты очень часто водятся на разных кафедрах разных вузов, и в школах, и где только не.
Я может быть не так что-то сформулировала; а коли так - может быть не во всем права. Но суть моих страданий вот в чем: по-моему, бумажной работой должны заниматься одни люди, а педагогической деятельностью - другие. Ну, по-большей части.
А еще лучше - чтобы просто поменьше бумажек и никому не нужных инноваций. Правильно где-то говорится о развале системы образования у нас. Вот как тут ее не заподозрить, когда такое творится.
Ушла пить чай.

@темы: To tell the truth, Преподавательское

Комментарии
29.11.2015 в 10:38

Мы все во что-нибудь не доиграли...
Бумаг всегда угнетающе много, это и программы без которых никак, и ведомости, и индивидуальные планы работы, и разного рода заявления... Тьма тем. Не говоря уже о журналах. И это действительно отбирает массу времени, часами дома ты сидишь и разбираешься в том как составить планы, в то вреся как простаивает скажем написание курса лекций.
У нас, кстати, кафедра молодая, именно восточников. И мы постоянно говорим о детях, о том как успевают, кто не успевает, что вытворяют, какие методы лучше брать, чтоб запомнили то-то и то-то. Это почти единственная тема, которая вечно на кафедре. Иногда с вкраплениями жалоб На обилие бумаг и внезапных поручений. Но чаще, чем выше степень ученая, тем меньше человек понимает в детях.
02.12.2015 в 23:49

Inspired By Wind, ой, а я думала, что я тебе ответила! А я не ответила.
А у нас нет журналов. Вернее - у меня их нет. Я не выставляю оценки. За работу и сообщения я ставлю им просто галочки у себя в списках, а оценки выставляю дважды всего: в середине семестра в ведомости промежуточного контроля (так сказать "на что товарищ занимался два месяца") и за экзамен в конце семестра.
Интересно, что про студентов говорите) На мой взгляд, это хорошо.