Иногда в детском клубе, где я работаю, происходят удручающие вещи. Они, как правило, связаны с поведением родителей и дедушек-бабушек. Я готова иметь дело с вытиранием детских поп и решением детских конфликтов; готова работать в режиме аврала, когда картридж закончился, родители хотят дополнительный стишок, квитанции на оплату нужно выписать новые, слева меня спрашивают про то, как вел себя Сева, справа про то, что мы делали на занятии, вокруг толкаются не желающие уходить дети, и кто-то пролил воду... Все это не сложно регулировать, если внимательно следить за мелочами, помнить, где что находится, и держать себя в руках.
Но я не готова мириться с определенным типом бабушек/дедушек/мам/пап (хотя в большей степени это все же касается бабушек). Они, на мой взгляд, портят все.
Можно сколько угодно сейчас говорить о том, что у меня нет своих детей, следовательно, нет опыта воспитания детей (несколько лет плотного общения с ними, конечно, не в счет, ведь то чужие дети, а значит, я ничего ни в чем не понимаю). Можно упомянуть, что я слишком молода, чтобы осуждать пожилых особ, "проживших жизнь". Еще можно всунуть сюда тот факт, что у всех свои подходы, и мое мнение - не единственно верное. Но только ситуации и ее итога это
не изменит.не изменит.
В одно из воскресений, которые я, как известно, посвящаю труду и обороне работе с группой отчаянных пятилетних сорванцов, во время занятия в клубе присутствовала бабушка одной из девчушек. Бабушка сидела в Родительской и чинно листала какой-то педагогический журнал, кои у нас хранятся как раз на такие случаи. На мое "здравствуйте" она ответила молчанием, на "добрый день" тоже. Я отстала от человека и вернулась к детям. Мы проходили флаг Великобритании, и для меня было важно как можно лучше обставить это великое событие в их жизни. Мы традиционно проверили домашку, посчитали до ста, повторили цвета, сложили паззлы из флагов разных стран, нашли нужный нам флаг, перечислили цвета и геометрические фигуры в нем - все на английском! - и я отпустила детей на переменку. Перемены проходят чаще всего в другой комнате, где полно игрушек и всего, из чего дети способны строить, что разрешается кидать, тянуть, разбрасывать, и чем можно (при остром желании) лупить друг друга без последствий. Все это мракобесие творится под бдительным присмотром моей помощницы, которой я скоро памятник поставлю и гимн напишу. Я же в это время готовлю следующий блок занятия: раскладываю пособия, расставляю столы, ставлю на паузу нужные песни или видео, отмечаю в тетради что-то, распечатываю задания.
И вот с одной из перемен дети возвращаются ко мне с печеньями в руках и, естественно, во рту. Я замечаю это тогда, когда они рассаживаются и у них не выходит петь со мной - их рты забиты. Некоторые из них уже все дожевали, и смотрят, что осталось у остальных. Их внимание находится далеко за пределами моей песни и английского флага и вообще всего, что связано со мной и с английским языком. Привлечь их внимание в самом начале занятия не составляет труда и поддерживать на протяжении двух часов - тоже. Но если один раз вот так потерять контроль, то заново собрать команду и возродить их интерес к происходящему бывает до одури сложно.
Кое-как справляюсь с задачей, и мы возвращаемся в ритм (хотя успели сто раз сбиться с него, ведь им уже через минуту захотелось пить, и пока мы собрались снова, та гора уже дошла до Магомета).
После занятия, когда дети запакованы в куртки и розданы родителям вместе с домашними заданиями и поделками, достижения каждого описаны соответствующим мамам и папам, все вопросы нашли ответы, дверь клуба закрывается за последним "Good bye! See you next Sunday!" , я падаю на ковер и спрашиваю у А., что это за фигня была с печеньем.
Сразу отмечу: мы угощаем детей печеньем в конце каждого занятия. В последние пять минут они моют руки, рассаживаются за стол и под завершающую песенку (в нашем случае английскую) съедают нарезанное кусками яблоко и печенье. Эти продукты хранятся в закрытом помещении, гордо именуемом Кухней, ибо там есть холодильник и раковина, но на деле это скорее Преподавательская: там хранятся все мыслимые и немыслимые пособия для развивающих игр и занятий. Детям туда нельзя. И они это прекрасно знают и правило не нарушают. Наши дети вообще хорошо относятся к правилам, они приучены их соблюдать, если правило адекватное и хорошо объяснено ребенку. А вот в Родительской (где родители, не желающие уезжать на два часа из клуба, ждут своих чад, занимаются своими делами или читают журналы) есть специальная банка с печеньем и пряниками для родителей. И большинство детей знает, что эта банка - для родителей, из нее есть нельзя, их угощение будет им в конце занятия.
Что выясняется? Что маленькая хитрожопая Ксюшенька вышла на переменке к своей бабушке и сказала, что хочет кушать, при этом косилась она на ту самую банку. Бабушка не посмела отказать ребенку, как можно, и щедро сыпанула ей печенья. Произошла цепная реакция: другие дети увидели, захотели, побежали, получили.
Цепные реакции у детей - это нормально. Когда один ребенок приходит не в настроении и начинает говорить, что "Я не хочу делать это задание", особенно если этот ребенок - лидер группы, а у нас таких несколько - то и остальные сию секунду заявляют, что тоже не хотят, и вообще все не интересно. А минуту назад им было интересно. И через минуту тоже будет интересно, нужно только увлечь того зачинщика. Стоит одной девочке сказать, что она хочет кушать, как все тут же тоже хотят есть, и тоже печенье, хотя на самом деле они и не думали об этом мгновение до этого, а увлеченно строили ракету из подушек. И Ксюша не хотела есть. Она хотела внимания и хотела именно тех запретных пряников. И это абсолютно нормально! Дети манипулируют, они знают, что и как можно получить. Они делают это не из злых побуждений или желания манипулировать, а потому что хотят внимания и конфет. И на самом деле Ксюша совершенно нормально реагирует на отказ и на объяснение причины отказа, и если бы бабушка не пошла у нее на поводу, она просто побежала бы играть дальше.
Это маленькая такая, крохотная мелочь, то, что я здесь описала. Только вот таких мелочей в сутках происходит очень много. За 24 часа можно успеть очень сильно испортить ребенка, если постараться. Я уже не говорю о случае с моей драгоценной В., описанном где-то ранее, и ее бабушкой, которая вообще монстр и делает из ребенка не пойми что. (Недавнее заявление той бабушки относительно четырехлетней, очень сильно пухлой во всех местах В.: "Она вот у нас разнервничалась вчера, даже похудела, ох. Видите, Даша?" Угу. Я вижу девочку, которой не помешает активный отдых на свежем воздухе со всеми возможными качелями, турниками и горками, царапинами и ободранными коленками, вот что я вижу.)
Как-то так.
может, дело не в том, что она бабушка и у нее свое мнение, а просто она человек невоспитанный?))
или вот, например.
Замечательная картинка, многое иллюстрирует))
А я вот что подумала. Те, кто старше, они тоже люди в первую очередь. (Удивительно, да?)) И они правы для тех, кто идет "их дорожкой"(нет, не так. Но я не знаю, как еще это обозначить. Кто похож на них? Нет.) Для остальных они не будут правы. То есть, ориентироваться на старших - оно не плохо само по себе, и нужно, наверное, только надо найти "своего старшего", на кого ты могла бы ориентироваться, у кого могла бы спрашивать.
самое надежное из того, что я пока выяснила - фильтровать и, по возможности, не придавать большого значения словам тех, чью жизнь бы ты себе не хотел. а старшие у меня есть, не только по возрасту)
это верная идея, ты права же)